Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Дизайн и Ремонт

«Наше государство совершенно не поддерживает эту сферу, абсолютно»

Вадим Шихов2 ноября 2020 5 331
2023-03-14T02:53:04.696772+00:00
«Наше государство совершенно не поддерживает эту сферу, абсолютно»
Молодой дизайнер — о забытом прошлом, спорном настоящем и перспективном будущем российского дизайна

Еще в 2016-м году дизайнеры в России заявляли: «Дизайн часто воспринимается как затратная и необязательная часть разработки». Как сегодня заказчики относятся к этому? Поддерживает ли дизайн-сферу государство? Что мешает молодым специалистам развиваться? А в конце — несколько красивых и вдохновляющих аккаунтов в «Инстаграме».

avatar

Илья Гульяц,дизайнер, основатель студии El Born

— Правильным ли будет сказать, что современная российская школа дизайна основана на европейском опыте? Насколько известно, до 1995-го года в России не существовало слова «дизайнер».

— Соглашусь с вами. К большому сожалению, когда распался Советский Союз, одномоментно забыли все, что было связано с ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские — учебные заведения, созданные после революции 1917-го года в Москве, Петрограде и других российских городах Ред.) и другими институтами, которые выпускали талантливых продуктовых дизайнеров и специалистов узкого профиля в этой сфере. А самой профессии дизайнера интерьера и не могло быть в СССР, ведь мы жили при коммунистическом строе, когда все эксклюзивное просто не принималось — на первый план выходила массовость. 

После развала советской системы те, кто почувствовал, что с приходом нового политического вектора людям с деньгами требуются дизайнеры, чтобы создавать эксклюзивный интерьеры, они уезжали учиться профессии за границу. Но не все, были и те, кто основывался на образовании МГХП им. С.Г. Строганова (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова — одно из старейших в России художественных учебных заведений Ред.). 

Много специалистов в сфере дизайна оканчивали институты, которые готовили художников театральных декораций. И все же если говорить именно о современной российской школе дизайна как явлении, то 90% того, что сейчас преподается, основано на западном опыте. 


Те знания, которые сегодня восстанавливаются по крупицам, уже в ближайшем будущем будут применяться в образовании

Мы практически не пользуемся огромным культурным наследием нашей страны, и в этом я вижу главную проблему. Не пользуемся не потому, что не хотим, а потому, что эти знания не так просто найти и получить. Тот факт, что сегодня мы потихоньку — но начинаем — возрождать именно нашу культуру дизайна, на мой взгляд, правильно. 

Да, мы хотим быть похожими на запад, но российский менталитет все же отличается: мы обладаем мультикультурным слоем, объединяющим Европу и Азию. Те знания, которые сегодня восстанавливаются по крупицам, уже в ближайшем будущем будут применяться в образовании — это даст новый виток в развитии российской школы дизайна. Я в это верю.

— Надежда Лазарева, президент и основатель Международной школы дизайна, в одном интервью сказала, что «дизайнер это профессия для зрелых людей». Тогда нужно ли выбирать эту специальность сразу после окончания школы?

— В профессии я три с половиной года, и сейчас понимаю, что невозможно предоставить услугу высокого уровня, если ты не обладаешь широким кругозором и зрелым мировоззрением. В нашем деле требуется опыт во всех сферах жизни, не только творческих. Нынешние студенты-дизайнеры — люди, чувствующие в себе потребность к творчеству и желающие зарабатывать. 

Однако этого сегодня уже недостаточно: креативным мышлением обладает огромное количество людей, хорошим вкусом — тоже. И те, кто по настоящему освоил профессию, понимают, что творчества в ней лишь 10%, а все остальное связано с иными аспектами — психологией, коммуникацией, менеджментом, финансами и т.д. Просто творческому человеку не видны все эти грани, для этого как раз и необходима зрелость.


Вы, конечно, можете не ходить в галереи, не путешествовать, не смотреть фильмы и не читать книги, но от контекста архитектуры вам не отказаться

— Тогда на какие ключевые вопросы должен ответить для себя тот, кто хочет стать дизайнером?

— Первый — готов ли он к тому, что эта работа не только творческая? Если будущий специалист думает, что между словами «дизайнер» и «художник» стоит знак равно, то он глубоко заблуждается и еще не дошел до нужного уровня зрелости. Второй — есть ли у него желание постоянно развиваться, и сможет ли он не пугаться того объема информации и различных сложностей, которые стоят за этой профессией? Люди эпохи потребления считают, что раз они заплатили большие деньги за обучение, то теперь каждый обязательно получит все необходимые знания и опыт. И практически никто не делает самостоятельных шагов к изучению и анализу информации. 

Но все о профессии дизайнера просто невозможно рассказать — ей нельзя просто взять и научиться, но можно получить инструменты, которые помогут тебе повысить свой уровень и продвинуться дальше. Насмотренность — тоже важный пункт. Вы, конечно, можете не ходить в галереи, не путешествовать, не смотреть фильмы и не читать книги, но от контекста архитектуры вам не отказаться — она окружает нас всегда и тоже формирует вкус. К сожалению, то, что мы видим в наших городах, в интерьерах, пока еще не такого достойного уровня, как хотелось бы, поэтому не способно воспитать хороший вкус у будущих специалистов.

— Этот грустный российский архитектурный контекст тоже виноват в нежелании специалистов развиваться?

— Я думаю, что отсутствие стремления к развитию диктуется всем обществом. И это свойственно не только России. Мы слишком быстро можем получить доступ к любой информации, поэтому перестаем напрягаться, чтобы лишний раз задуматься — а как это можно сделать? Захотел и открыл «Гугл»:  что не понял, быстро перевел с помощью переводчика и т.д. При этом нет глубокого погружения в материал — люди хотят за счет поверхностного изучения сформировать монументальную основу.

Проект Ильи Гульянца для московского ресторана Leykin & Zakon

— Насколько современные российские дизайнеры сегодня востребованы?

— То, что в России сегодня работают безумно талантливые молодые дизайнеры, которые нисколько не уступают своим более взрослым коллегам, — это факт. Мне 31, в прошлом году я попал в список 200 BEST IN RUSSIA от журнала ELLE Decoration, а в 2017 выиграл Гран При Международного конкурса молодых дизайнеров «Дизайн-Дебют’2017». 

Все мои проекты — любимые, я никогда не выделяю что-то из всех. В моем портфолио большое количество абсолютно разноплановых проектов: общественные пространства, частые интерьеры — все в разных стилях. Я не приверженец того, чтобы быть заложником шаблона.

Мои друзья считают, что я слишком часто отмечаю своих коллег, ведь мы конкуренты. Но я за то, чтобы красивый дизайн процветал, поэтому мне никогда не жалко рассказать о тех, кто вдохновляет меня в том числе — это Андрей Будько, BASMACONCEPT, Гарри Нуриев.

— Дизайнер Сергей Шашмурин в 2016-м году говорил: «Дизайн часто воспринимается как затратная и необязательная часть разработки». Сегодня ситуация изменилась?

— Такое восприятие дизайна в России еще осталось, но его становится все меньше. Однако это относится не ко всему дизайну в целом. Уже давно в обществе укоренилось мнение, что, например, графический дизайн в виде оформления упаковки или пакета — это важно. На его распространение влияет само общество, которое диктует — потребляй! 

Поэтому постоянно требуются новые дизайны автомобилей, велосипедов и так далее. А вот что касается восприятия продуктового дизайна и дизайна интерьеров, именно как двигателя добавочной стоимости, фактора, влияющего на формирование вкуса у потребителя, в России оно только начинает появляться.


Наше государство совершенно не поддерживает эту сферу, абсолютно. Поэтому многим хорошим специалистам проще уехать за границу

Стоит сказать, что молодой дизайнер у нас сегодня не сталкивается с проблемой нехватки работы, существует другая — ее трезвая оценка и достойная оплата. На это влияет два фактора. Первый — российский заказчик считает, что может самостоятельно создать интерьер, и ему не нужен специалист. Второй — мы последние несколько лет живем в кризисном времени, конкуренция возрастает и услуга дешевеет. 

— Сегодня все еще приходится делить дизайн на российский и западный или мы уже находимся на одном уровне?

— Уже не настолько все плохо, как это было, скажем, даже 5 лет назад. Но мы все еще не дотягиваем до западного уровня, взять хотя бы дизайн автомобилей или бытовой техники. Понимаете, наше государство совершенно не поддерживает эту сферу, абсолютно. Поэтому многим хорошим специалистам проще уехать за границу. Нет достойных грантов, конкурсов и выставок, где профессионалы могли бы продвигать свои идеи. Все держится на частных инвестициях и энтузиазме. 

Но мы все равно существуем в мировом контексте, и на рынке нет предубеждений, что российский дизайн — это обязательно второсортная вещь. Вообще, мало кого заботит страна, главное — талант. Да, за границей больше возможностей заявить о себе, но это доступно в том случае, если у тебя у самого есть такое желание. Никто не придет и не скажет: «Илья, мы увидели твои проекты, вот тебе деньги, иди и развивай». Нет, Илья сам подал заявку на 20 выставок со своими набросками и прототипами, и только потом его выбрали.

— Сколько в среднем в России сегодня зарабатывает молодой дизайнер?

Тут как в бизнесе — за сколько продадим свои услуги, столько и получим. Поэтому нет четкой цены, речь ведь идет не о пакете молока, все зависит от таланта и опыта молодого специалиста. Но если говорить о работе в дизайн-студии, то зарплата абсолютно средняя — начинающий архитектор после вуза может зарабатывать в районе 70 000 рублей.

Подписывайтесь на Циан CRE в Telegram

#коммерческая недвижимость#дизайн#интервью#мнение
коммерческая недвижимостьдизайнинтервьюмнение
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru